Евгений Онегин, молодой человек из высшего общества, ведет роскошную жизнь, наполненную бесконечными балами, светскими приемами и театральными премьерами, которые предлагает ему столица. Однако эта блестящая внешняя сторона существования давно перестала приносить ему удовлетворение, превратившись в череду однообразных и утомительных событий. Онегин испытывает глубокую душевную пустоту и разочарование во всем, что его окружает, его преследует чувство скуки и пресыщенности. Известие о болезни дяди, проживающего в деревенском имении, становится для него желанным предлогом покинуть опостылевший светский круг. Прибыв в поместье, Евгений узнает о кончине родственника, но эта новость не вызывает в нем сильных эмоций, поскольку их связь никогда не была близкой. Наследство, доставшееся Онегину, улучшает его пошатнувшееся финансовое положение, что позволяет ему остаться в деревне. Он сознательно избегает общения с местными помещиками, предпочитая уединение, и вскоре за ним закрепляется репутация нелюдимого чудака.
Это однообразное существование прерывается с возвращением из-за границы Владимира Ленского, молодого соседа, полного романтических идеалов и жизненного энтузиазма. Ленский, в отличие от Онегина, еще не утратил способности восхищаться миром и верить в высокие чувства. Между ними завязывается своеобразная дружба, основанная скорее на контрасте характеров и обстоятельств, нежели на истинной близости. Именно Ленский знакомит Евгения с семейством Лариных, в частности с сестрами Татьяной и Ольгой. Татьяна, мечтательная и глубокая натура, с первого взгляда проникается сильным и искренним чувством к Онегину, видя в нем родственную душу, человека, способного понять ее внутренний мир. Ее сестра Ольга, напротив, воплощает легкость и жизнерадостность, сразу привлекая внимание Ленского. Появление этих персонажей в жизни Онегина становится поворотным моментом, нарушившим его добровольное затворничество и запустившим цепь событий, которые впоследствии кардинально изменят судьбы всех участников этой истории.